Как сообщает в очередном обзоре рынка металлов Норникель, спрос на платиноиды со стороны автомобильной отрасли остается устойчивым. Влияние тарифов США оказалось менее значительным, чем ожидалось, благодаря опережающим закупкам, смещению спроса в пользу местных брендов и снижению ставок финансирования автокредитов.
В результате компания сохраняет прогноз роста мирового автомобильного рынка на 6% — до 95 млн единиц в 2025 г. Производство автомобилей с ДВС, как ожидается, увеличится на 2%, отражая переход потребителей к гибридным моделям, поскольку ограниченность инфраструктуры замедляет распространение электромобилей. Использование МПГ на один автомобиль с ДВС остается в целом стабильным, хотя предстоящие экологические стандарты China 7 и Euro 7 могут потребовать увеличения загрузок металлов.
Компания полагает, что в 2025 г. спрос со стороны автопрома на палладий вырастет на 1%, а на платину снизится на 2%. В 2026 г. мировое производство автомобилей, как ожидается, увеличится на 3% — до 99 млн единиц, спрос на палладий вырастет на 2%, а на платину снизится на 4%. Противоположные тенденции в спросе на палладий и платину в автомобильной промышленности обусловлены изменением структуры силовых установок, поскольку оснащенные палладием гибридные автомобили заменяют дизельные модели, базирующиеся на платине.
Другие ключевые промышленные сегменты продолжат расширяться: на 2% по палладию и на 3% по платине в 2025 г., чему способствует продолжающееся расширение дата-центров, связанных с развитием искусственного интеллекта, а также зарождающееся использование палладия в производстве стекла. В 2026 г. мы ожидаем увеличения потребления на 5% по обоим металлам в связи с вводом в эксплуатацию новых мощностей по производству очищенной терефталевой кислоты и параксилола в Китае после замедления в 2025 г.
Первичное предложение, как ожидается, сократится на 6% по палладию и на 3% по платине в 2025 г., а в 2026 г. снижение замедлится. Южная Африка остается основным регионом со слабой динамикой из-за постоянных технических проблем и многолетнего недоинвестирования. Поставки из Северной Америки также сокращаются — производство на руднике Stillwater упало на 50%, а рудник Impala Canada планируют закрыть в течение ближайших двух лет. Объем предложения со стороны «Норникеля» остается стабильным, тогда как российское предложение в целом, как ожидается, вырастет в 2026—2027 гг. после запуска Черногорского месторождения.
Вторичное предложение восстанавливается: рост цен стимулирует переработчиков высвобождать больше металла, что приведет к увеличению объемов производства на 3% по обоим металлам в 2025 г. Более низкие процентные ставки в США тоже создали благоприятные условия для увеличения объемов утилизации автомобилей, так же как и программа обмена старых автомобилей в Китае поддержала переработку. В 2026 г. производство вторичного металла может ускориться, причем объем переработанного палладия потенциально способен увеличиться более чем на 10%, хотя этот сегмент на практике регулярно не оправдывал ожиданий по росту.
В целом рынок палладия, как ожидается, будет достаточно сбалансированным в 2025 г., если не учитывать инвестиционный спрос. Если учесть инвестиции, на рынке образуется дефицит 0,2 млн унций. Рынок платины, за исключением инвестиций, демонстрирует дефицит примерно 0,3 млн унций в 2025 г., который увеличивается до 0,4 млн унций при учете инвестиционного спроса. Что касается 2026 г., многое будет зависеть от динамики инвестиционной активности. Если ее не учитывать, дефицит на рынке палладия может достичь 0,1 млн унций, тогда как по платине дефицит, вероятно, останется на уровне 2025 г.